1708 год: казаки в Борисоглебске
- 29.07.15
Из Азовской походной канцелярии, которая располагалась в Тамбове, постоянно в адрес борисоглебского воеводы шли копии царских указов, грамот, инструкций, касательно сбора различных пошлин и податей, набора рекрутов, о выполнении поставок провианта, лошадей для армии.
С момента основания Петербурга стали приходить официальные бумаги о посылке подкопщиков (землекопов) для строительств городана Неве. Подкопщики под охраной солдат являлись в Петербург на одну смену, продолжавшуюся два месяца. Часто в бегах числилась.чуть ли не пятая часть отправленных из Борисоглебска. И все это было сопряжено с тяжелым бременем местного населения по заготовке лесных припасов и строительства подсобного флота. Среди жителей Станичной и Солдатской слобод формировалось протестное настроение.
Первоначально оно выражалось в пассивной форме, то есть уходили целыми семьями на вольные казачьи земли.
По переписи 1705 года Солдатская слобода, которая составляла одну из сторон главной магистрали, состояла из 100 дворов. К 1707 году 56 семей выехало в неизвестном направлении. Местный воевода сообщал о ненадежности жителей слободы, о бегстве простолюдинов, стрельцов, солдат и драгун к донским казакам, проявлял беспокойство по поводу обороноспособности подчиненного ему города.
С целью проверки того, как на местах исполняется распоряжение о поимке беглых и об утаенных душах, Петр I повелел выбрать из царедворцев пять знатных, кому можно было верить, и по его Великого государя указу послать в Азовскую губернию. Один из них Федор Алексеевич Татищев, которому была выдана подорожная бумага, денег три рубля и 32 алтына, бумаги две стопы и ведро, был направлен в Борисоглебск, так как этот городок находился на границе с землями Войска Донского. Появление царского чиновника вызвало тревожные пересуды. Вскоре всем стала ясна цель его приезда. В приказную избу к Ф. А. Татищеву стали вызывать старост из дальних и пригородных слобод с целью опросить на предмет пришлых людей. Староста Солдатской слободы Г. Иванов поведал, что в слободе 74 двора, беглых солдат проживает 6 человек (С. Савельев, Ф. Ломов, А. Бело-зерцев, М. Хватов, М. Медведев, М. Данилов). По приказу Ф. А. Татищева они были взяты под стражу и отправлены на заготовку леса и сплава его на Азов. Осенью 1707 года улица была полна слухами о восстании казаков под руководством атамана Кондратия Булавина. Среди слободских жителей наблюдалось брожение.
История сохранила имена возмутителей - это Р. Е. Орлов, Б. П. Овсянников, площадной подьячий Мартемьян и слобожане из Чагарацкой слободы Ларион Седов и Степан Меркульев. Все они распространяли слухи о восстании и читали "Прелесное письмо" от булавинцев, строки которого призывали борисоглебцев поддержать восстание: "А вам бы всем такоже с нами стоять вкупе заодно...".
Активные действия местного мятежного казачества создали реальную угрозу захвата Борисоглебска. В конце марта 1708 года к городу подступил тысячный повстанческий казачий отряд. Борисоглебский воевода тайно бежал. Оставленный управлять делами подьячий Филимон „Катасонов поднялся на колокольню соборной церкви и ударил в набат, но из жителей никто его не поддержал и отбивать его не стали, так как в большинстве своем перешли на сторону булавинцев.
20 марта 1708 года казачий отряд вступил на главную улицу, жители, которой встречали повстанцев с надеждой освобождения от гнета царской администрации, непосильных налогов и повинностей. На площади близ церкви Бориса и Глеба по обычаям казачьей вольности местные жители "учинили круг", который при избрании атамана прокричал "Любо" за борисоглебца Кондратия Кожевникова, а есаулом был избран Семен Воробнин. На кругу жителей слобод Станичной и Солдатской решили, чтоб "им с Булавиным служить верно". Организовали кресто-целование. Был сформирован отряд из городских жителей. Архивные документы свидетельствуют, что "воровские казаки из Пристанских городков" не ограничились только тем, что захватили город и склонили борисоглебцев к открытому противостоянию царской власти, но и сожгли на территории борисоглебского кремля воеводский двор, приказный двор и все дела, изъяли денежную казну и таможную, и кабацкую, доброе вино из кабака, всех колодников распустили и государевы пушки, порох и свинец за город вынесли. Сожгли приготовленные за рекой Хопер лесные припасы.
Борисоглебск долго числился "бунтующим" городом. Козловский воевода Г. И. Волконский писал А. Д.Меньшикову 12 октября 1708 года: "Борисоглебский городок и уезд весь и доныне с ними, ворами, в бунте".
Ю. АПАЛЬКОВ,
директор историко-художественного музея.
"Борисоглебский вестник" №152, 20.12.2008 г.
Хопёръ
Обсуждают в других темах
Все комментарии →