Мусорный "мордор" против военного аэродрома в Борисоглебске
- 15.02.16
Город Борисоглебск Воронежской области известен богатейшими традициями подготовки военных лётчиков.
В 20-х годах прошлого века в городе появилась лётная школа, которая, меняя названия и формат, дала билет в лётную жизнь сотням профессионалов своего дело, среди которых целая плеяда прославленных лётчиков: Валерий Чкалов, Владимир Коккинаки, Павел Камозин, Николай Каманин, Пётр Якубовский, Сергей Богдан, Олег Новицкий. Выпускником Борисоглебского высшего военного училища лётчиков является и действующий главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев (выпуск 1981 года).
В 90-е годы Борисоглебское военное училище, неоднократно меняя название и структуру подчинения, переживало, как, впрочем и вся страна, тяжёлые времена. Однако 90-е годы остались позади, и над Борисоглебском, к счастью, снова стал слышен гул авиационных двигателей – практические занятия в воздухе на новых Як-130 отрабатывают курсанты и военнослужащие Борисоглебской лётной базы, структурно входящей в ВУНЦ ВВС ВВА им.Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина.
Казалось бы, впору отмечать возобновление полноценной подготовки личного состава в городе со славными воинскими традициями, однако неожиданно возникла совершенно новая проблема. Неужели снова недофинансирование? Нет. Нехватка самолётов для подготовки курсантов? Тоже нет. Ответ может показаться неожиданным. Проблемой стала... городская свалка. Да-да. Именно свалка или, как гласит её официальное название, полигон твёрдых бытовых отходов, который успел захватить огромные территории на окраине города – фактически в непосредственной близости от военного аэродрома.
Справочная информация: расстояние от северной точки полигона твёрдых бытовых отходов Борисоглебского городского округа до ближайшей точки взлётно-посадочной полосы военного аэродрома (аэродрома Борисоглебской авиационной базы) «Борисоглебск» не превышает 1200 метров. Расстояние от северной точки полигона ТБО до территории аэродрома Борисоглебск составляет и вовсе менее километра.
Исходя из этих данных, можно констатировать, что полигон твёрдых бытовых отходов (свалка) Борисоглебского городского округа располагается в полосе подходов авиации Борисоглебской авиабазы. По целому ряду причин факт попадания полигона ТБО в полосу подходов военных, военно-транспортных, транспортных и пр. самолётов к аэродрому «Борисоглебск» приводит к увеличению рисков как при заходе самолётов на посадку, так и при их взлёте.
Во-первых, полигон твёрдых бытовых отходов является объектом, привлекающим огромное количество птиц. В истории мировой авиации (и военной в том числе) птицы нередко становились причиной авиакатастроф. Дело в том, что компрессор реактивного двигателя самолёта испытывает большие радиальные нагрузки в момент попадания в него инородного тела (например, птицы). При этом реактивный двигатель военного самолёта во время взлёта (посадки) работает с максимальной нагрузкой. Эти факторы способны привести к деформации и даже разрушению как минимум одной из вращающихся лопаток, что в свою очередь может послужить причиной разрушения других элементов и, как итог, выводу из строя всего тракта реактивного двигателя.
Международная статистика говорит о том, что до трёх четвертей случаев столкновений птиц с самолётом (попадания птиц в авиационные двигатели) происходят именно в тот момент, когда самолёты взлетают или заходят на посадку. Большое число птиц над полигоном ТБО увеличивает эти риски многократно.
Во-вторых, полигон твёрдых бытовых отходов Борисоглебска часто возгорается (в связи с проводимыми там работами или по иным причинам). Дым, поднимающийся с полигона ТБО, уже становился причиной переноса полётов. Дымовая завеса снижает видимость во время полётов, а совершение посадки в условиях недостаточной видимости приводит к серьёзным рискам.
Необходимо обратить внимание и на то, что полигон твёрдых бытовых отходов Борисоглебского городского округа, расположенный неподалёку от Юго-Восточного микрорайона и посёлка Водострой, продолжает расширяться. Только за последние 2-3 года площадь полигона выросла не менее чем на 10%. Так как географические особенности местности не позволяют расти полигону в южном направлении – направлении, обратном месту расположения аэродрома «Борисоглебск», то увеличение площади полигона ТБО идёт в северном и северо-восточном направлениях. Это приближает городскую свалку к стратегически важному военному объекту, повышая риски для экипажей боевых самолётов.
В течение того времени, в ходе которого в районе полигона ТБО проводилась фотосъёмка, грузовики-мусоровозы систематически подвозили новые и новые отходы фактически вереницей. И если ещё в сентябре-октябре прошлого года полигон местные власти попытались привести в более или менее «презентабельный» вид, то уже к февралю городская свалка в очередной раз превратилась в местный мусорный «мордор» с кружащим над ним многочисленным вороньём.
Сентябрь 2015:
Февраль 2016:
Мало того, в зоне, контактной с полосой подходов военной авиации, располагаются жилые массивы. Это говорит о том, что при перечисленных неблагоприятных факторах существенно вырастает и риск на земле. Слабая видимость от задымления полосы подхода и наличие большого числа инородных тел (птиц) в воздухе могут привести к возникновению ситуации форс-мажора, когда лётчики получают меньше возможности для проведения того или иного манёвра самолёта. Снижение числа возможностей для маневрирования и способно привести к вероятностному росту рисков для наземных объектов и жителей города.
Установленные близ взлётно-посадочной полосы аэродрома «Борисоглебск» пугала для птиц – один из элементов повышения безопасности. К альтернативным элементам можно отнести использование специальных звуковых сигналов, отпугивающих пернатых. Но только эти элементы способны играть важную роль в обычных условиях – тех, когда число помех в воздухе не так велико, как при наличии «под боком» у аэродрома растущей городской свалки.
Вышка на военном объекте хорошо просматривается с "окраины" полигона ТБО:
Справочная информация:
Из Наставления по аэродромной службе в гражданской авиации (НАС ГА – 86. Введено в действие приказом МГА СССР от 26.03.1986 № 23/И)
П.1.5 «Порядок рассмотрения, согласования и контроля за строительством зданий и сооружений на приаэродромных территориях, воздушных трассах и MBЛ»
1.5.2 На землях, прилегающих к территории аэродромов, на расстоянии 15 км запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, свалок, строительство звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен, способствующих массовому скоплению птиц.
Из Руководства по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации:
5.4 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ПРИАЭРОДРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И ВОЗДУШНЫХ ТРАССАХ.
5.4.4. Развитие городов и населённых пунктов в пределах определенной приаэродромной территории согласовывается с соблюдением требований безопасности полетов ВС и с учётом зон воздействия авиационного шума.
5.4.5. На землях, прилегающих к территории аэродромов на расстоянии 15 км, запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, свалок, звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен, способствующих массовому cкoплению птиц.
Расстояние от полигона ТБО до аэродрома «Борисоглебск» в 10-15 раз меньше установленного документом минимума!
По последним данным, городские власти всё же собираются осуществить перенос полигона ТБО на новое место (в соответствии с требованиями военных руководств и наставлений), однако фотографии с места свалки мусора свидетельствуют о том, что пока определённых лиц из числа муниципальных властей нынешняя ситуация вполне устраивает – горы отходов растут всё выше и выше, причём так, что, если не принять срочных действенных мер, мусор, должно быть, начнут вываливать непосредственно на взлётно-посадочную полосу военного аэродрома...
Решение необходимо принимать, не теряя времени, так как уже в 2017 году число полётов на авиабазе в Борисоглебске существенно повысится, ведь в Борисоглебске возобновляется обучение курсантов старших курсов ВУНЦ ВВС «ВВА» им.Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина.
Автор Володин Алексей
Военное обозрение
Обсуждают в других темах
Все комментарии →